Как мы работаем
Заказать
Связаться с нами
Часть 1. Глобальный
контекст. Мировой edtech.
Оглавление:
1.1. Вступление: обзор рынка, динамика за квартал
Самой обсуждаемой мировой новостью III квартала, безусловно, является China’s crackdown и обрушение китайского edtech, который еще в 2020 году был мировым лидером по объему венчурных инвестиций с большим отрывом — на него приходилось около двух третей от мировых объемов (больше $10 млрд).
4,9 млрд долларов США финансировал в EdTech в первые три квартала 2021 года. Европа финансирует в 3 раза больше 2020 года в 3 квартале 2021 года. Ускоряется рост США и Индии, уменьшается финансирование в Китае.
Однако за пределами Китая волна, вызванная пандемией 2019-2021 годов, продолжает нарастать: если в общей сложности начиная с 2020 года до середины 2021-го было проведено 53 мегараунда ($100M+), то III квартал принес еще около 10, большая часть которых приходятся на проекты из Индии и США.
+35%
+44%
Q321
2020
2018
2019
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
СНГ
Европа
Индия
США
4,5Б
4,9Б
7,3Б
17,8Б
28,9Б
Китай
0,5Б
0,7Б
0,9Б
1,3Б
1,8Б
4,2Б
3,2Б
4,4Б
8,2Б
7,0Б
16,1Б
14,9Б
Источник: HolonIQ
Итого:
2225
Eruditus
1
650
Международная платформа онлайн-курсов высшего образования
Индия
Unacademy
2
440
МООС
Индия
Go1
3
200
Повышение квалификации (с уклоном на бизнес-курсы)
Австралия
GoGuardian
4
200
Разработка ПО для школ
США
Andela
5
200
Платформа для инженеров-фрилансеров
США
Multiverse
6
130
Повышение квалификации, поиск стажировок
UK
Class Technologogies
7
105
Разработка ПО для онлайн-обучения
США
Vedantu
8
100
Онлайн-репетиторство
США
Mindtickle
9
100
Корпоративное обучение
Индия
Страна
Описание
Размер раунда, $ млн.
Компания
Европа, до пандемии отстающая по уровню развития онлайн-образования, начинает выглядеть заметнее — за первые три квартала 2021 года она уже увеличила объем инвестиций по сравнению с 2020 годом в три раза. По итогам 2021 года европейский edtech с высокой долей вероятности обгонит Китай. Таким образом, по итогам года тройка лидеров будет выглядеть следующим образом: США, Индия и Европа.
В качестве глобального итога самоустранения Китая можно также ожидать изменения прогноза развития мирового edtech-рынка в том, что касается сегмента K12, доля которого традиционно меньше в США и странах Европы, чем в Китае и Индии. К примеру, во Франции на K12 приходится менее 20% edtech-рынка. Что касается других направлений, то мы также остановимся на особо интересном для российских компаний рынке Латинской Америки, который в 2021 году совершил довольно мощный рывок.
2010
$0.1B
2011
$0.2B
2012
$0.3B
2013
$0.4B
2014
$0.6B
2015
$2.0B
2016
$1.6B
2017
$2.3B
2018
$5.2B
2019
$3.9B
2020
$10.2B
2021
$2.1B
2010
2011
2012
2013
2014
$0.1B
2015
$0.1B
2016
$0.2B
2017
$0.3B
2018
$0.6B
2019
$0.5B
2020
$2.3B
2021
$3.2B
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
$0.4B
$0.5B
$0.6B
$0.8B
$1.0B
$1.5B
$1.1B
$1.3B
$1.6B
$1.8B
$2.5B
$4.8B
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
$0.1B
$0.1B
$0.1B
$0.3B
$0.5B
$0.6B
$0.8B
$2.3B
Китай
Индия
Европа
США
+3,9%
+1,5%
+4,2%
+2,3%
$498B
$396B
$2,400B
$2,200B
$4,100B
$3,200B
Workforce
Post Seconday
K-12
Pre-K
$378B
$338B
1.2. Перспективы экспансии российского edtech
Доля мирового рынка, которую сегодня занимают российские компании:
Много это или мало?
Если не брать за отправную точку страны с населением и экономикой в несколько раз больше, чем в России, и даже не делать скидку на низкий курс национальной валюты, российский edtech по размерам соизмерим с рынком развитой европейской страны. За исключением Великобритании, которая является в Европе лидером по инвестициям (1,2 млрд евро с 2016 года) и обороту edtech-рынка (около 3,5 млрд фунтов).
Так, к примеру, российский edtech больше французского (650 млн евро в 2020 году), притом что ВВП Франции почти в 2 раза больше российского.
Это означает, что, так же как и у любой европейской страны, у России нет никаких препятствий к тому, чтобы экспортировать свой edtech за рубеж
Оборот российского edtech в 2020 году составил около 54 млрд. рублей (околого $750 млн. по средневзвешенному курсу за 2020 год).
Оценки мирового edtech-рынка в зависимости от подхода разнятся от $89 до 200 млрд.
Однако какую бы оценку мирового рынка вы ни брали, получается, что Россия — это меньше 1% мирового edtech-рынка.
Региональные Еdtech изменения
Нажмите на значок и получите больше информации
Октябрь
Proctor360 выиграл контракт на 5 лет с Госдепом США
Правительство США и сервис для организации удаленного тестирования и экзаменов Proctor360 заключили контракт с целью обеспечения дистанционного прокторинга и администрирования экзаменов для Управления иностранных представительств.
Основные события:
США
технологий США в III квартале 2021-го по сравнению со II кварталом показал увеличение общего числа сделок (с 357 до 411), при этом их общая сумма сократилась с $19,4 млрд до $13 млрд. Тем не менее это в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период 2020-го (данные Raymond James). На первом месте сектор К12 (34%), на втором — корпоративное обучение (22%), на третьем — сегмент высшего образования (18%). Всего 7% приходится на сегмент B2C и 2% — на дошкольное образование.
Крупнейший рынок edtech продолжает переживать инвестиционный бум при полной поддержке частных компаний, готовых вкладываться в образование сотрудников, и властей, которые видят в онлайне возможность решения проблемы равного доступа к образованию.
До недавнего времени рынок США привлекал меньше венчурных инвестиций, чем Китай, однако является наиболее конкурентным и насыщенным с точки зрения крупного бизнеса. Рынок образовательных
Главной новостью III квартала 2021 года стало объявление об IPO немецкого стартапа для изучения иностранных языков Babbel, в ходе которого компания планирует привлечь 180 млн евро.
Основные события:
Европа

Европейский рынок, традиционно рассматриваемый в целом, является вторым по величине после США.
Пандемия разбудила рынок и подтолкнула европейские страны на создание инфраструктуры для обучения онлайн. Так, только Великобритания вложила в цифровизацию образования 36 млн фунтов.

«Эти инвестиции не могут быть приравнены к устойчивой стратегии цифровизации и являются скорее результатом незрелости существующих инфраструктур и отсутствия доступа к устройствам и коммуникационным платформам, — говорится в отчете European Edtech Alliance. — Чтобы заполнить большие пробелы, оставленные политикой и стратегиями до этого момента, индустрия edtech по всей Европе предоставила бесплатные цифровые ресурсы, чтобы помочь школам, у которых их не было».
Сентябрь
Китай замораживает сборы репетиторских фирм
Китайское правительство запретило компаниям, преподающим школьные предметы, набирать новых учащихся и взимать плату до тех пор, пока они не будут официально оформлены как некоммерческие. Ограничения минобразования требуют от фирм завершить регистрацию до конца 2021 года.

Основные события:
Китай
Рынок Китая был одним из основных драйверов мирового edtech-рынка. Аудитория онлайн-курсов росла такими темпами, что некоторые аналитики прочили, что где-то в 2025-26 китайский рынок обгонит США.
В 2020 году китайский edtech был лидером по объему привлеченных инвестиций (около $10 млрд, данные HolonIQ)

Однако в июле главное управление ЦК КПК и канцелярия Госсовета КНР выпустили 15-страничный закон «о двойном сокращении». В соответствии с заявленными целями — облегчить домашнюю работу учеников и сэкономить деньги родителей — новые правила требуют, чтобы частные компании прекратили преподавание основных предметов учебного плана или переоформились в некоммерческие организации. Иностранное владение и публичные листинги таких компаний запрещены.
Октябрь
Индия отчеканила еще одного единорога
В конце сентября Индия выпустила еще одного единорога, а edtech-платформа Vedantu стала 28-м индийским стартапом в 2021 году, вошедшим в желанный клуб компаний с оценкой $1 млрд.
Основные события:
Индия
Проблемы с равным доступом к образованию в Индии, где только 26% взрослого населения имеют высшее образование, создали предпосылки к буму в области EdTech. Рост инвестиций со стороны государства, смягчение регулирования в области выдачи дипломов (разрешение проходить обучение полностью онлайн), создание системы кредитования обучения создали особенно благоприятные условия для роста в сегменте высшего образования.
Ожидается, что в Индии его аудитория в онлайне вырастет с 90 млн в 2020 году до 133 млн в 2025.
По прогнозу индийской исследовательской компании RedSeer, к 2022 году объем рынка EdTech в сегменте K12 будет составлять $1,7 млрд, а рынок EdTech в сфере Post-K12 - $1,8 млрд, что в 6,3 раза и 3,7 раза соответственно больше, чем в 2019 году ($265 млн и $470 млн соответственно). Количество платных пользователей вырастет с 1,2% до 8,1% к 2025 году, Индия - это страна массового потребления бесплатного контента.

Октябрь
Digital House и Rocketseat, платформа для изучения программирования, объявляют о слиянии, чтобы повысить образование в области технологии в Бразилии.
Платформа В+, edtech-стартап, инвестировала средства, управляемые BTG Pactual, закрыв покупку Unimestre, одной из основных систем управления образованием в стране, за $28,5 млн.

Основные события:
Латинская Америка
Оборот e-learning в странах Латинской Америки в 2020 году составил около $2,6 млрд., и ожидается, что достигнет 3 млрд. в 2023 году. Главным рынком edtech в регионе является рынок Бразилии.
До недавнего времени рынок Латинской Америки считался многообещающим, но недокапитализированным. Тем не менее в 2021 году объем венчурных инвестиций в edtech совершил серьезный скачок.

Половина edtech-стартапов Латинской Америки занимается дополнительным профессиональным образованием, поскольку эта область остается ключевым приоритетом для правительств, работодателей и частных лиц.
Экспорт: в каких странах и сегментах наиболее активно представлены российские игроки. Какие факторы затрудняют экспансию.
В третьем квартале 2021 года из российских edtech-компаний на международный рынок вышли «ИнтернетУрок» и MAXIMUM Education. «ИнтернетУрок» — в Казахстан, MAXIMUM Education — в Турцию и Бразилию. Кроме того, Mishka AI («Умный Мишка») запустила продажи локализованной версии продукта на рынке США под брендом Smart Teddy.
Кроме того, несколько компаний продолжили экспансию:
Школы «Алгоритмики» запустились в восьми новых странах — Албании, Шри-Ланке, Новой Зеландии, Польше, Словакии, Боливии, Коста-Рике, Черногории.
РОББО открыла офис компании в Китае. Кроме того, расширила число партнерских организаций в Белоруссии (Минск, Гродно, Жодино, Борисов) и Румынии.
Kodland запустили обучение на местных языках в Малайзии, Индонезии и Аргентине
По количеству стран присутствия и доле зарубежной выручки лидируют детские школы программирования. Так, у Компьютерной Академии «Шаг» на страны зарубежья приходится около половины выручки, у «Алгоритмики» — 37%, Kodland — 25%. Кроме того, высокой долей выделяются школы бизнеса, а также сервис прокторинга ProctorEdu.
В общей сложности на зарубежных рынках в настоящее время работает не менее 20% участников рейтинга Edtechs.ru, представляющих детское и взрослое образование примерно поровну. Шире всего они представлены в СНГ, США, Латинской Америке и Европе. Отдельные компании работают на рынках Индии, Китая и Ближнего Востока.
Skillbox объявила о выходе на рынок Латинской Америки после покупки 90% бразильской онлайн-школы Mentorama.
Мнения компаний
«Амбиции российских игроков становятся больше, чем размер российского рынка, видно все больше попыток делать проекты в Латинской Америке, США, Европе, Азии. У российских команд есть серьезный шанс на успех в силу сильных ИТ, перформанс-команд и наработанного опыта. Ожидаю, что в ближайшие 2 года сразу несколько игроков наберут капитализацию в несколько сотен миллионов долларов вне России. Самый перспективный и не занятый сегмент — дополнительное профессиональное образование. А по географии я бы советовал идти в любые большие регионы, которые кратно больше России. Главная сложность — разный культурный код в управлении, что может уменьшить эффективность работы с местной командой, а также ограниченный нетворк с местными профсообществом и инвесторами».

Сооснователь EBAC Brazil и Skillbox
Андрей Анищенко
Часть 2. Российский edtech.
Оглавление:
Дайджест событий на рынке, новое законодательство,
актуальные дискуссии
Анализ факторов, повлиявших на динамику
выручки. Точки роста.
Источник: данные компаний

1. По итогам III квартала 2021 года.
2. Данные о выручке на долю англоязычного сегмента.
3. Выручка франчайзи-партнеров от общей выручки бренда.
Российские edtech-компании за рубежом: география присутствия и доля зарубежной выручки
Компания
Страны присутствия
Доля выручки от экспорта1
Skillbox
1
Беларусь, Казахстан, Армения, Молдова, Узбекистан, Бразилия
Skyeng
2
Испания, Италия, Франция, Польша, Япония, Южная Корея
11%
«Учи.Ру»
3
США, Бразилия, Индонезия, ЮАР, Китай, Индия
«MAXIMUM Education»
5
Турция, Бразилия
Компьютерная
Академия «Шаг»
4
Чехия, Польша, Бразилия, Камбоджа, Мексика, Грузия, Румыния, ОАЭ, Беларусь, Индия, Азербайджан, Словакия, Молдова, Австрия, Болгария, Узбекистан, Казахстан, США, Вьетнам, Украина, Швейцария
50%
Алгоритмика
6
60 стран: США, Белоруссия, Израиль, Кипр, Украина, Казахстан, Эквадор, Индия, Испания, Канада, Румыния, Малайзия, Великобритания, Грузия, ЮАР, Турция, Греция, Вьетнам, Чехия, Мексика, Марокко, Германия, Кения, Исландия, Кувейт, Таджикистан, Таиланд, Япония, Колумбия, ОАЭ, Египет, Перу, Чили, Сингапур, Киргизия, Норвегия, Босния, Филиппины, Замбия, Венгрия, Албания, Нигерия, Камбоджа, Швейцария, Хорватия, Индонезия, Северная Македония, Франция, Италия, Албания, Иордания, Новая Зеландия, Польша, Словакия, Шри-Ланка, Боливия, Черногория, Азербайджан, Коста-Рика, Узбекистан
37%
Kodland
7
СНГ, Европа, США, Канада; занятия на английском языке для студентов из Великобритании и Ирландии; занятия на местных языках запустили в Малайзии, Индонезии и Аргентине
25%
Visotsky Consulting Inc
8
Украина, Россия, Казахстан, США, Тайвань (Китай)
43%
«Эквио»
9
СНГ
1%
EDPRO
10
СНГ, Германия и Северная Америка (ученики)
17%
РОББО
11
23 страны. Основные: РФ, Финляндия, Таиланд, Китай, Япония
10%
City Business School
12
Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Белоруссия, Казахстан, Украина (франчайзинг)
46%
Puzzle English
13
Страны Арабского региона
5%
«ЯКласс»
14
Австрия, Армения, Беларусь, Германия, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Россия, Узбекистан, Украина, Финляндия
ProctorEdu
15
США, страны Латинской Америки
43%
«Фармзнание»
16
Регион Ближнего Востока
0,4%
Sciencely
17
Казахстан, Испания, Латвия, Азербайджан, Белоруссия
6%
Mishka AI («Умный Мишка»)
18
США
(старт)
Motivity
19
Казахстан, Узбекистан
8%
Дайджест событий на рынке, новое законодательство, актуальные дискуссии
Третий квартал был довольно насыщенным по количеству сделок M&A — в общей сложности было объявлено о четырех поглощениях, три из которых связаны со структурами Mail.ru Group. Одновременно с этим все чаще появляется информация о том, что государство намерено серьезно заняться отраслью онлайн-образования.
6 октября

Хинштейн: Дума VIII созыва может заняться темой верификации образовательных онлайн-курсов. По словам парламентария, такая верификация должна затронуть не блоги, а те ресурсы, которые позиционируются как образовательные курсы.
7 сентября

Президент РФ Владимир Путин поручил обеспечить использование только государственных информационных систем в сфере дистанционного школьного образования в России с 2023 года. Об этом говорится в перечне поручений главы государства, опубликованном в понедельник на сайте Кремля.
5 октября

Mail.ru Group сообщила об объединении SkillFactory со Skillbox и GeekBrains. После всех транзакций Skillbox становится держателем контрольной доли в сервисе. Mail.ru Group до сделки имела в SkillFaсtory миноритарную долю в размере 18,31%, а также опцион на покупку дополнительных акций с планом его реализации во втором полугодии текущего года. Общее количество студентов на всех направлениях SkillFactory превышает 100 тыс. человек.
17 августа

Skyeng купил школу программирования для детей «Кодиум». Российская онлайн-школа английского языка Skyeng приобрела школу программирования для детей «Кодиум». На ее базе Skyeng откроет свою школу, которую встроит в вертикаль детского образования Skysmart.
4 августа

Образовательный сервис Skillbox купил школу английского язык. Skillbox приобрел долю объемом 30% в онлайн-школе английского языка «КЭСПА» и опцион на приобретение дополнительных долей сервиса. Сделка предусматривает консолидацию и управление платформой, а также присвоение самого бренда.
28 июля

Одна из крупнейших образовательных платформ в России «Учи.ру» (25% принадлежит Mail.ru Group) купила долю в онлайн-школе TutorOnline.
28 октября

VK в сентябре-октябре инвестировала в образовательные проекты 2,7 млрд рублей. VK (ранее Mail.ru Group) в течение двух месяцев инвестировала 2,75 млрд рублей в приобретение долей трех образовательных проектов. В октябре VK купила за 1,66 млрд рублей 90% бразильской онлайн-школы Mentorama и 25% онлайн-школы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Умскул», говорится в ее финансовом отчете за III квартал. В сентябре VK реализовала опцион на приобретение 43,5% в образовательном проекте Skillfactory за 1,09 млрд рублей.
14 октября

Российские инвесторы вложили $500 тыс. в создание инвестиционной платформы для EdTech-проектов Ripe. Цифровой сервис позволяет компаниям привлекать финансирование для развития бизнеса под обеспечение прогнозных денежных потоков. Суть работы сервиса Ripe, нацеленного на компании из сферы EdTech, заключается в предоставлении упрощенного механизма кредитования.
22 сентября

Фонд QVentures купил 10,5% в сервисе геопродвижения «Поинтер». Венчурный фонд QVentures вложился в сервис автоматизации адресных данных и отзывов в геосервисах, поисковиках и социальных медиа «Поинтер». В рамках Seed-раунда «Поинтер» привлек от фонда 40 млн рублей.
21 октября

Цифровая образовательная компания «ЯКласс», резидент Фонда «Сколково» (в координации с ВЭБ.РФ), запустила новое мобильное приложение для дистанционных школьных занятий.
13 октября

Бывшие актер и менеджер Skillbox запустили российский аналог MasterClass, образовательную платформу «Уроки легенд» с курсами от знаменитостей.
22 октября

Онлайн обогнал вузы по популярности
Аналитики онлайн-университета Skypro изучили отношение россиян к высшему и дополнительному профессиональному образованию. По данным исследования, каждый второй респондент для освоения новой профессии вместо обучения в вузе рассматривает длительные онлайн-курсы. Очные занятия оказались самой непопулярной формой обучения.
12 октября

Центр «Соль» собрал таблицу с рынком образовательных проектов в России — по выручке лидирует издательство «Просвещение». В списке издательства, онлайн-школы, учебные центры, разработчики ПО и другие. Центр «Соль» опубликовал список из более 800 проектов.
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании. Его разработали и утвердили в Университете 2035. По словам разработчиков, цифровой след собирается через аудио- и видеозаписи Zoom-конференций, чат-логи, данные об активности в рамках проектной работы, реакции учащихся, взаимные оценки и пр.
21 октября

Платформа ImpactFuture объявила о старте первого инвестиционного импакт-конкурса для EdTech-компаний. Принять участие могут проекты с выручкой более $1 млн в год, которые готовы решить проблему дефицита квалификаций.
8 октября

Участники рынка EdTech создадут «кодекс отрасли». Компании рынка EdTech намерены определить критерии оценки качества дополнительного профессионального онлайн-образования (ДПО). Критерии должны стать основой «кодекса отрасли» на рынке EdTech.
23 сентября

Skypro от Skyeng создаст программы для государственных образовательных организаций Татарстана на базе ИТ-парка. В течение двух месяцев Skypro разработает «дорожную карту» проектов для реализации соглашения. Директор по развитию Skypro Михаил Свердлов рассказал, что сотрудничество также предполагает информационную поддержку обучения ИТ-профессиям по модели ISA.
20 сентября

Клуб венчурных инвесторов AngelsDeck совместно с управляющим партнером «ЯКласc», основателем Vesna Investment инвестировали $200 тыс. в платформу для образовательных live-трансляций Rifgo.
19 августа

Формат микролёнинг пришел и в Россию — обучение «на ходу» запустил стартап Skill Сup Романа Мандрика. Изначально Роман Мандрик развивал проект с фокусом на корпоративных клиентов; его опробовали сотрудники многих компаний, среди которых — автоконцерн BMW, продуктовый ритейлер «Азбука Вкуса», сеть «Спортмастер». А уже с весны платформа работает и для частных лиц.
5 августа

Российская EdTech-платформа для женщин «Академия перемен» привлекла 242 млн рублей от TMT Investments, который стал лид-инвестором раунда, от корпоративного венчурного фонда МТС, ГК Quantum A и других инвесторов. TMT Investments и фонд МТС вложили по 73 млн рублей, доли других инвесторов не раскрываются. По собственным данным, оценка компании составляет 1 млрд рублей.
29 июля

Like Центр анонсировал открытие 150 кампусов для предпринимателей. Технологическая образовательная компания для предпринимателей Like Центр анонсировала открытие 150 кампусов по всей России под брендом сети коворкингов NAMES.
28 июля

Венчурный партнер Fort Ross Ventures, сооснователь образовательной онлайн-платформы Otus Дмитрий Волошин инвестировал в платформу для организации дистанционного обучения сотрудников Teachbase. Инвестор получил 5% в проекте.
Путин поручил убрать понятие «образовательная услуга» из законодательства. Такое поручение дал президент России Владимир Путин по итогам заседания президиума Государственного Совета РФ.
Законодательство, инициативы, регулирование
Сделки
Инвестиции
Новые проекты
Стандарты, аналитика
Анализ факторов, повлиявших на динамику
выручки. Точки роста.
В качестве факторов роста компании назвали:
Негативно сказались:
Сезон отпусков и смещение сделок на 4 квартал
В сегменте B2B - всплеск пандемии и сокращение бюджетов заказчиков в чувствительных сферах (HoReCa)
Проведение выборов (работа со школами)
Приход на рынок новых игроков и удорожание трафика
В сфере мобильных приложений - усиление требований к безопасности и необходимость доработки
Нехватка маркетингового продвижения
В общей сложности 50% компаний отметили, что выручка в 3 квартале 2021 года оказалась на уровне ожиданий,
30% - что выше, и 20% - ожидали большего.
Общее продолжение тренда на онлайн-образование
Новые маркетинговые стратегии, в частности, кросс-маркетинг, реферальные программы, контент-проекты
Запуск новых продуктов: программ, линейки курсов
Расширение франчайзинговой сети
Выход на зарубежные рынки
Расширение функционала курсов, улучшение качества
Павел Астафуров, co-owner, СМО:
В качестве факторов роста компании назвали:
Made on
Tilda